DELPHISOURCE

Домой | Статьи | Книги | FAQ | Компоненты | Программы
Архив сайта | Реклама на сайте | Ссылки | Связь

Пример чата на основе сокетов


Карих Николай, Дельфи.Вокруг да около

Введение

Всем известно, что справочный материал - это хорошо. Но изучение почти любого вопроса гораздо легче, если рассматривать его на примерах. Поэтому целью данной статьи, в отличие от предыдущих на эту тему, будет изучение различных методов и приемов работы с сокетами на наглядном примере.

Здесь мы рассмотрим практический пример приложения-чата для локальной сети.

Чат для локальной сети

Рассмотрим довольно простой пример чата для локальной сети. В этом примере два приложения - чат-сервер и чат-клиент. Чат-клиенты подключаются к чат-серверу и через него обмениваются сообщениями. Чат-сервер может быть запущен и на том компьютере, где запущен один из клиентов. Кроме того, для тестирования Вы можете запустить на своем компьютере сразу чат-сервер и несколько чат-клиентов. Для этого нужно указать localhost в поле Host, а в поле Port у сервера и у клиента должны быть одинаковые значения. Не путайте сервер в понимании программы, принимающей вызовы клиентов, с компьютером-сервером! То же самое и с клиентом.

Исходники обоих приложений (чат-сервера и чат-клиента) Вы можете скачать, нажав здесь. Этот пример сделан на Borland Delphi 5. Однако, код будет работать в любой версии Дельфи, где есть компоненты TServerSocket и TClientSocket. В более ранних версиях возможны проблемы с открытием форм, но их легко сделать самому, т.к. здесь приведены скриншоты этих примеров.

Чтобы посмотреть данный пример, скачайте его исходники, откомпилируйте оба проекта, запустите srv_ex.exe, в его окне нажмите кнопку Start. В появившемся окне запроса нужно указать порт, на котором будет работать сервер. Значение по умолчанию - 1001.

 Затем запустите chat_ex.exe (чат-клиент). Откроется главное окно, в котором нужно нажать кнопку Connect, а затем - ввести необходимые параметры:

Ну а теперь разберем исходный код чат-сервера:

  {Запуск сервера}
  procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
   var s: string;
  begin
    {Запрашиваем порт}
    s := InputBox('Start chat server','Enter port:','1001');
    if s = '' then
     Exit;
    {Чистим юзер лист}
    ListBox1.Items.Clear;
    {Устанавливаем порт}
    ServerSocket1.Port := StrToInt(s);
    {Запускаем сервер}
    ServerSocket1.Open;
  end;
  
  procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
  begin
    {Чистим юзер лист и останавливаем сервер}
    ListBox1.Items.Clear;
    if ServerSocket1.Active then
     ServerSocket1.Close;
  end;
  
  procedure TForm1.ServerSocket1ClientRead(Sender: TObject;
    Socket: TCustomWinSocket);
   var s: string;
       i: Integer;
  begin
    {сохраняем в s присланную нам строку}
    s := Socket.ReceiveText;
    {Если кто-то прислал нам свое имя}
    if Copy(s,1,2) = '#N' then begin
     Delete(s,1,2);
     {Добавляем его в юзер лист}
     ListBox1.Items.Add(s);
     {Записываем в s команду для посылки нового списка юзеров}
     s := '#U';
     for i := 0 to ListBox1.Items.Count-1 do
      s := s+ListBox1.Items[i]+';';
     {...и рассылаем этот список всем клиентам}
     for i := 0 to ServerSocket1.Socket.ActiveConnections-1 do
      ServerSocket1.Socket.Connections[i].SendText(s);
     Exit;
    end;
    {Если кто-то кинул сообщение - рассылаем его всем клиентам}
    if (Copy(s,1,2) = '#M')or(Copy(s,1,2) = '#P') then begin
     for i := 0 to ServerSocket1.Socket.ActiveConnections-1 do
      ServerSocket1.Socket.Connections[i].SendText(s);
     Exit;
    end;
  end;
  
  procedure TForm1.ServerSocket1ClientDisconnect(Sender: TObject;
    Socket: TCustomWinSocket);
   var i: Integer;
  begin
    {Кто-то присоединился или отсоединился? Нет проблем!
				 Запрашиваем у всех юзеров их имена}
    ListBox1.Items.Clear;
    for i := 0 to ServerSocket1.Socket.ActiveConnections-1 do
     ServerSocket1.Socket.Connections[i].SendText('#N');
  end;

Итак, что же делает данный код? Button1Click и Button2Click - думаю, понятно, что они запускают и останавливают сервер соответственно. Дополнительного рассмотрения требует ServerSocket1ClientRead.

ServerSocket1ClientRead - обработчик события OnClientRead компонента TServerSocket. Первая строка - сохраняем полученные из сокета данные в s. Далее, функция Copy(s,1,2) возвращает первые два символа строки s, которые затем проверяются на соответствие с условно-введенной нами командой "#N", которая означает, что в строке s после самой команды содержится присланное кем-либо из клиентов имя (ник - псевдоним). Это имя затем добавляется в ListBox1. Таким образом ListBox1 становится списком подключенных клиентов.

Далее, в строку s (информация в которой уже не нужна) записываем команду "#U" и последовательно всех юзеров из списка ListBox1. Затем всю эту строку рассылаем ВСЕМ клиентам.

Затем, если мы получили не "#N", а "#M" или "#P" (простое или приватное сообщение) - рассылаем его всем клиентам (а они уже разберуться, кому это сообщение :-) ).

ServerSocket1ClientDisconnect - обработчик события, возникающего когда кто-либо из клиентов отсоединился от сервера. Здесь мы очищаем список юзеров и посылаем всем клиентам запросы на получение их ников (псевдонимов).

ПРИМЕЧАНИЕ: Данный пример максимально упрощен, чтобы просто была понятна технология создания подобных приложений. Возможности нормального чата должны быть намного шире. Также имейте в виду, что команды типа "#N", "#U", "#M", и т.д. вводятся самим разработчиком просто чтобы определить, что прислали из сокета. Эти команды никак не привязаны непостредственно к сокетам.

Далее приведем исходный текст чат-клиента с необходимыми пояснениями:

  ...
  {Здесь определение формы TForm1}

  var
    Form1: TForm1;
    nickname: string; {Ник (псевдоним)}
  
  implementation
  
  uses conn; {Юнит с диалогом установки соединения}
  
  {$R *.DFM}
  
  procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
   var do_connect: Boolean;
       host,port: string;
  begin
    {Показываем окно установки соединения с сервером}
    Form2 := TForm2.Create(Application);
    {do_connect = True, если была нажата кнопка Connect}
    do_connect := (Form2.ShowModal = mrOk);
    {заполнение переменных до того, как мы уничтожим форму}
    host := Form2.Edit1.Text;
    port := Form2.Edit2.Text;
    nickname := Form2.Edit3.Text;
    {Уничтожаем форму}
    Form2.Free;
    {Если была нажата кнопка Cancel, то уходим отсюда}
    if not do_connect then
     Exit;
    {Если соединение уже установлено, то обрываем его}
    if ClientSocket1.Active then
     ClientSocket1.Close;
    {Устанавливаем свойства Host и Port}
    ClientSocket1.Host := host;
    ClientSocket1.Port := StrToInt(port);
    {Пытаемся соединиться}
    ClientSocket1.Open;
  end;
  
  procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
  begin
    {Закрываем соединение (если оно установлено)}
    if ClientSocket1.Active then
     ClientSocket1.Close;
  end;
  
  procedure TForm1.ClientSocket1Error(Sender: TObject;
    Socket: TCustomWinSocket; ErrorEvent: TErrorEvent;
    var ErrorCode: Integer);
  begin
    {Если произошла ошибка, выводим ее код в Memo1}
    {Insert вставляет строку в указанную позицию (в данном случае 
		- 0 - в начало)}
    Memo1.Lines.Insert(0,'Socket error ('+IntToStr(ErrorCode)+')');
  end;
  
  procedure TForm1.ClientSocket1Lookup(Sender: TObject;
    Socket: TCustomWinSocket);
  begin
    {Сообщаем о том, что идет поиск хоста}
    Memo1.Lines.Insert(0,'Looking up for server...');
  end;
  
  procedure TForm1.ClientSocket1Connecting(Sender: TObject;
    Socket: TCustomWinSocket);
  begin
    {соединяемся...}
    Memo1.Lines.Insert(0,'connecting...');
  end;
  
  procedure TForm1.ClientSocket1Connect(Sender: TObject;
    Socket: TCustomWinSocket);
  begin
    {соединились!}
    Memo1.Lines.Insert(0,'connected!');
  end;
  
  procedure TForm1.ClientSocket1Disconnect(Sender: TObject;
    Socket: TCustomWinSocket);
  begin
    {отсоединились :(}
    Memo1.Lines.Insert(0,'disconnected');
  end;
  
  procedure TForm1.ClientSocket1Read(Sender: TObject;
    Socket: TCustomWinSocket);
   var s,from_,to_: string;
  begin
    {присваиваем s полученную от сервера строку}
    s := Socket.ReceiveText;
    {Если сервер посылает нам User List}
    if Copy(s,1,2) = '#U' then begin
     Delete(s,1,2);
     {Чистим ListBox1}
     ListBox1.Items.Clear;
     {Добавляем по одному юзеру в список. Имена юзеров 
		разделены знаком ";"}
     while Pos(';',s) > 0 do begin
      ListBox1.Items.Add(Copy(s,1,Pos(';',s)-1));
      Delete(s,1,Pos(';',s));
     end;
     Exit;
    end;
    {Если нам прислали общее сообщение (видимое для всех юзеров)}
    if Copy(s,1,2) = '#M' then begin
     Delete(s,1,2);
     {Добавляем его в Memo1}
     Memo1.Lines.Insert(0,Copy(s,1,Pos(';',s)-1)+'> '+
                          Copy(s,Pos(';',s)+1,Length(s)-Pos(';',s)));
     Exit;
    end;
    {Если нам прислали запрос на наше имя юзера}
    if Copy(s,1,2) = '#N' then begin
     {Посылаем ответ}
     Socket.SendText('#N'+nickname);
     Exit;
    end;
    {Если нам прислали приватное сообщение (или не нам :) )}
    if Copy(s,1,2) = '#P' then begin
     Delete(s,1,2);
     {Выделяем в to_ - кому оно предназначено}
     to_ := Copy(s,1,Pos(';',s)-1);
     Delete(s,1,Pos(';',s));
     {Выделяем в from_ - кем отправлено}
     from_ := Copy(s,1,Pos(';',s)-1);
     Delete(s,1,Pos(';',s));
     {Если оно для нас, или написано нами - добавляем в Memo1
      (иногда полезно убрать этот оператор if :) )}
     if (to_ = nickname)or(from_ = nickname) then
      Memo1.Lines.Insert(0,from_+' (private) > '+s);
     Exit;
    end;
  end;
  
  procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
   var s: string;
  begin
    {Если мы хотим послать приватное сообщение, но не выбрали адресата -
     нас покарают замечанием :) и выгонят из обработчика}
    if (CheckBox1.Checked)and(ListBox1.ItemIndex < 0) then begin
     ShowMessage('At first you should select the user in the User List!');
     Exit;
    end;
    {Если это приватное сообщение}
    if CheckBox1.Checked then
     s := '#P'+ListBox1.Items[ListBox1.ItemIndex]+';' {добавляем 
		спец.команду и адресат}
    else {А если не очень приватное?}
     s := '#M'; {Просто спец.команду}
    {Добавляем наше имя (от кого) и само сообщение}
    s := s+nickname+';'+Edit1.Text;
    {Посылаем все это добро по сокету}
    ClientSocket1.Socket.SendText(s);
    {И снова ждем ввода в уже чистом TEdit-е}
    Edit1.Text := '';
    ActiveControl := Edit1;
  end;
  
  procedure TForm1.Edit1KeyDown(Sender: TObject; var Key: Word;
    Shift: TShiftState);
  begin
    {Если была нажата Enter (для тех, кто с мышами не дружит) - тоже не
     отказываемся послать сообщение}
    if Key = VK_RETURN then
     Button1.Click;
  end;

Итак, Button2Click - вызывает диалог установки соединения (из второго юнита), а затем устанавливает это соединение. На данном вопросе мы останавливаться не будем. Button3Click и последующие события, добавляемые в Memo1 также довольно просты. Разберем подробнее обработчик события OnRead - ClientSocket1Read.

Сначала мы сохраняем полученные по сокету данные в строку s. Затем, если нам прислали список других подключенных клиентов, то мы выделяем из строки s по одному юзеру и добавляем их последовательно в ListBox1. Таким образом ListBox1 становится списком юзеров.

Далее - если нам прислали команду "#M" - обычное сообщение, то мы выделяем из s отправителя и само сообщение, а затем все это в стандартной для чатов форме выводим в Memo1.

Если же был получен запрос на имя пользователя (ник) - команда "#N", то посылаем серверу свой ник.

А если пришло приватное сообщение ("#P"), то из строки s мы выделяем имя отправителя, адресата и само сообщение. Если сообщение адресовано нам, либо мы же его и отправили - выводим его в Memo1.

Теперь разберем Button1Click - обработчик нажатия кнопки отправки сообщения. Если поставлен флаг CheckBox1 (т.е. сообщение - приватное), а адресат в списке пользователей не выделен - выдаем ошибку. Далее, формируем в s команду для отправки сообщения: сначала тип ("#P" или "#M". Если "#P", то плюс имя адресата из списка юзеров), разделитель (";"), затем - имя отправителя, разделитель, и непосредственно сам текст сообщения. Далее идет отправка строки s по сокету, очистка поля ввода сообщения, и перевод в него фокуса (курсора).

Edit1KeyDown нужен для того, чтобы вместо нажатия кнопки Button1 каждый раз, когда нужно отправить сообщение, просто нажимать Enter.

 

Эпилог


В этой статье был представлен один из примеров для наглядного изучения сокетов. Если у Вас есть вопросы - скидывайте их мне на E-mail: snick@mailru.com, а еще лучше - пишите в конференции этого сайта (Delphi. Общие вопросы), чтобы и другие пользователи смогли увидеть Ваш вопрос и попытаться на него ответить!

Карих Николай. (Nitro)    Московская область, г.Жуковский

 

Delphisource (2006г.)
Используются технологии uCoz